Александра Багаева
Невозможно фальшиво трудиться
Заглядываю в зал, откуда играет
классическая музыка.
Эта мелодия мне знакома, она всегда звучит
в самом конце занятия.
Как говорит мой преподаватель, Игорь Шалаев: «И на завершение — 64 шажмана!». На удивление эти прыжки по первой позиции даются легко, ощущаются как свежий глоток воздуха после хорошей нагрузки у станка. «Ещё пару таких прыжков и до Мариинки допрыгнете» — подбадривает преподаватель.
На классику к Игорю я зашла случайно, но с первого занятия увидела для себя совершенно другой мир балета, чем знала прежде 9 лет. Правильное дыхание, непривычное для меня положение рук и корпуса тела — раньше я не обращала на это большого внимания. А теперь поняла ту легкость, с которой можно танцевать и проживать каждое движение.
Пришёл в балет поздно
Игорь Шалаев пришёл в балет поздно. В детстве родители попробовали отдать в школу-студию, но его не поставили в первую линию. Как говорили Ильф и Петров, он «озлобился» по-детски и завязал с танцами до 16 лет.
Но, так как родители его танцевали, у Игоря было всё на глазах. Неведомой силой потянуло в танцы. А когда человек сознательно куда-то приходит, то начинает работать на другом уровне.
Герой погрузился в воспоминанияи с улыбкой продолжил рассказывать свою историю:

«Я с радостью вспоминаю время становления, как ходил на уроки и к малышам, и к взрослым, как чуть ли не ночевал у балетного класса, чтобы встать за палку первым.

Потом уже начал потихоньку втягиваться. Стало получаться, я увидел свой профессиональный рост. Конечно, у меня была цель. Я хотел танцевать в Мариинском театре солистом».

Спустя 4 года после начала Игорь всё-таки осуществил эту мечту, правда с театром балета Юрия Григоровича. У Игоря были многочисленные сольные партии. Весь Мариинский театр аплодировал — это настоящее признание для артиста, лучше денег, лучше любых статей в газетах. В такие моменты ты испытываешь гордость за честную работу и труд.
«Я считаю, это настоящее счастье для артиста – счастье реализации и признания»
Самое сложное в балете...
Наверное, это дисциплина. Дисциплина сознания, дисциплина ума. Потому что в любом деле ты должен не просто стараться, а стараться правильно, чтобы был хороший качественный результат. Вспомнить все замечания, которые тебе говорили.
На сцене есть только одна попытка. И именно в эту попытку, в эту самую минуту нужно вложить опыт двух, пяти или восьми лет. Уметь вовремя собраться, сконцентрироваться и удержать внимание — это самое сложное. Если тебе действительно нужен балет, то никакие медные трубы и огонь тебе не страшны. Если ты ответил «да», то идёшь и работаешь.
Профессиональные травмы
Травмы были. И это позволило «дышать полной грудью».
Первые травмы случились в балете Григоровича. Была премьера балета «Корсар». Артисты работали два месяца, к ним из Большого Театра приехал солист Денис Матвиенко, мировой танцовщик. Работали усиленно. На классе в день спектакля Игорь ломает ногу и его гипсуют на 2 месяца .
«Тогда я понял, что значит танцовщик без танца.
Это как рыба без воды»
«Когда нога потихонечку начала восстанавливаться и заживать и я хотя бы мог ходить со скоростью улитки, начал понимать многие вещи. Раньше я не ценил каких-то простых вещей: сидишь, стоишь, спишь, ходишь, танцуешь. А так я в тюрьме из гипса.
После этого происшествия я уже от каждого движения, мучения, преодоления получал невероятное удовольствие. Поэтому травмы в балете, если правильно их воспринять, двигают человека вперёд".
интервью
Каждый ли может танцевать балет?
Что касается самой профессии — классического балета, то не каждый. Должна быть определённая склонность у человека. Балет - сложное искусство.
То, что было раньше, сейчас, к сожалению, уходит. Исчезает само состояние танца, магия на сцене. В основном это спорт, простая отработка элементов. Как сказал один знаменитый танцовщик: «Люди просто меняют балет — с Жизели в Лебединое озеро». Но эмоции, переживаемые артистом, абсолютно одинаковые, потому что в глазах один гонорар.
Есть много театров помимо Мариинского и Большого, где люди не менее щедро одарены природой. Но иногда попадаются такие артисты «от Бога», которые меняют после спектакля зрителя в лучшую сторону. Это, я считаю, миссия искусства — повернуть человечество в более гармоничную сторону. Поэтому, если в Большой театр вас не возьмут, не расстраивайтесь. Нужно просто знать, какая главная цель: деньги или искусство.
интервью
Что вас обычно вдохновляет?
Первоначально это были примеры больших мастеров, их преданность профессии, каждодневный труд. Он всегда вызывает уважение, потому что в балете невозможно фальшиво трудиться. Честный труд, как известно, облагораживает человека. Ещё вдохновляет гармония. Как сказал Тарковский: «Искусство — это поиск гармонии». Если бы мир был гармоничным, то все бы расслабились и получали удовольствие от жизни.
А когда понимаешь, что «здесь колено не дотянул, здесь ногу не вывернул — есть над чем работать», это переходит в прогресс.
Возможность, которую дает профессия — это продвижение вперёд над собой и собственный рост.
Когда у тебя есть возможность самому взять себя
в руки — это лучшая мотивация.
Когда у тебя есть возможность самому взять себя в руки — это лучшая мотивация
  • Александра Багаева
    Текст, верстка и видео